Новости Фонды Вопрос-ответ Контакты
 

Наш адрес:
Чебоксары,
пр. И. Яковлева, 12 а
тел. (8352) 51-03-93

Часы работы:
Понедельник–пятница с 08:00 до 17:00, суббота и воскресенье - выходной

Подробная информация




Народный контроль
Общественное обсуждение материалов для книги о мемориальных объектах и воинских захоронениях на территории Чувашской Республики
Живая память о войне


Галкин А.В. Появление кинематографа в Чувашии // Народная школа. 2008. № 5. С. 101-103
СМИ: Народная школа
Дата выхода: 2008. №5. с. 101-103
Автор: Галкин А.В.
Название статьи: Появление кинематографа в Чувашии
 
 
            Официальной датой рождения российского кинопроизводства принято считать 15 октября 1908 г., когда на экраны вышел фильм «Понизовая вольница» А. Дранкова. В этом же году был открыт первый кинотеатр в Чувашии в г. Алатырь. В чувашской историографии нет специальных работ о появлении кинематографа в Чувашии. Лишь в общих трудах об истории Чувашии имеются некоторые сведения по указанной теме. В статье даются сведения о возникновении кинематографа и его появлении в Чувашии.
            28 декабря 1895 г. в зале парижского «Гран-кафе» состоялся первый в истории киносеанс. В тот день было продано всего 35 билетов, однако к концу недели вдоль бульвара Капуцинов уже выстраивались громадные очереди, жаждущих взглянуть на движущиеся картинки, демонстрируемые с помощью проекционного аппарата братье Луи и Огюста Люмьеров, который они называли кинематографом. Название кинематограф основано на соединении двух греческих слов «кинема» - движение и «графо» - писать. Подобные аппараты были одновременно изобретены во многих странах мира, в том числе и в России, но первый общественный киносеанс состоялся в Париже[1].
            В 1896 г. кинематограф появляется в России. 4(16) мая кинематограф демонстрируется в Петербурге, в летнем саду «Аквариум», 26 мая (7 июня) – в Москве, в увеселительном саду «Эрмитаж». Вслед за Петербургом и Москвой аппарат Люмьера появляется и в других городах страны. В течение лета он успел побывать в Нижнем Новгороде, Киеве, Харькове, Ростове-на-Дону. Первые сеансы продолжались десять минут. В программу входили десять коротеньких лент в 16-17 метров каждая. Это были фильмы, снятые Луи Люмьером, и прилагавшиеся к каждому экземпляру «синематографа»: «Улица Республики в Лионе», «Прибытие поезда на вокзал», «Выход рабочих с фабрики Люмьера», «завтрак бебе», «Игра в экарте», «Политый поливальщик» и другие. На первых сеансах зрителя занимало не содержание фильмов: его воображение поражал сам факт «живой фотографии»[2].
            Необходимо отметить, что изобретение Луи Люмьера было не единственным аппаратом «живой фотографии», появившимся в эти годы в России. Почти одновременно с ним в разных странах демонстрировались приборы, с большим или меньшим успехом решавшие задачу съемки и воспроизведения на экране видимого мира в движении. Среди русских изобретателей можно выделить А. Самарского, сконструировавшего прибор «хрономограф», и И.Акимова, получившего патент на изобретенный им «Стробограф». Эти оба прибора были оригинальными аппаратами для съемки и проекции «живой фотографии». Но изобретателям так инее удалось найти предпринимателей для организации промышленного производства этих аппаратов[3].
            Одним из патентов на «синематограф» завладевает парижский владелец фабрики фонографов Шарль Пате, организующий в дополнение к фонографам производство кинопрекционных аппаратов и кинолент. Дела идут настолько успешно, что через несколько лет фирма превращается в огромное предприятие, получающее всемирную известность под именем «Братья Пате». С этой фирмой оказалась связана и история первых лет распространения кино в России. Предприимчивые дельцы из России едут в Париж, покупают у Пате проекционные аппараты с комплектом фильмов к ним и , возвратившись на родину, отправляются путешествовать по городам и селам[4].
            Спрос на киноаппараты и ленты растет так стремительно, что в 1904 г. Пате открывает в Москве свое генеральное представительство, которое способствует дальнейшей популяризации кинематографа в России и распространению в ней продукции «Братье Пате». В течение ряда лет Пате остается почти неограниченным монополистом русского кинорынка. Марку фирмы Пате (галльского петуха с гордо поднятым клювом) можно было видеть на всем, что имело какое то ни было отношение к кино: на проекционных аппаратах и коробках с лентами, на рекламных фотографиях и афишах, в титрах каждого фильма. С 1903-1904 гг. наряду с бродячими кинематографами в крупнейших, а потом и более мелких городах появляются стационарные «электротеатры». Эти театры получают интригующие названия, подчеркивающие необычайность, «чудесность» зрелища: «Иллюзион», «Чары», «Мираж», «Фантазии», «Грезы», «Биоскоп», «Мир чудес»[5].
            С 1908 г. начинается наша собственная история кинопромышленности. Одна за другой появляются русские студии по производству кинолент. Открывается кинофабрика Александра Ханжонкова в Москве. Вскоре и в Петербурге Александр Дранков открывает первое ателье по выделке синематографических лент. А в 1908 г. он снимает картину на сюжет известной русской народной песни «Из-заострова на стрежень» (фильм «Понизовая вольница»). Лента, выпущенная в прокат 15 октября 1908 года, признана критиками первым русским игровым фильмом[6].
            В России производство фильмов росло невиданными темпами. Если в 1913 г. было поставлено 129 картин, то в 1914 г. – 230, в 1915 г. – 370, в 1916 г. – 500. При этом большинство фильмов теперь не короткометражки, как было в 1908-1913 годах, а полнометражные ленты в 1000-1500 м. Удельный вес отечественных фильмов на экранах страны поднимается с 20 процентов довоенных до 60 процентов – в 1916-1917 годах[7].
            В 1919 году московское киноателье Ханжонкова вошло в состав Госкино и  получило название «1-я фабрика Госкино». В январе 1924 года на базе 1-й и 3-й фабрик (бывшая студия Ермольева) Госкино был создан «Мосфильм». Ателье Дранкова в числе ряда других петербургских предприятий объединили в Петроградский комитет Союза северных коммун, на базе которого путем различных преобразований и переименований в 1934 г. был образован «Ленфильм»[8].
            В Чувашии кинематограф появился в  1908 г., когда в уездном городе Симбирской губернии Алатыре частный предприниматель Ф.И. Блохин открыл кинотеатр «Патэ», приспособив для этого каменный торговый дом. Такое название кинотеатру заставила дать французкая фирма «Патэ», у которой было приобретено оборудование и покупались  фильмы[9]. Первым киномехаником (он же монтажник оборудования) был казанский студент, житель Алатыря Пушков. Здание кинотеатра существует и в настоящее время под названием «Арс» и является одним из старейших кинотеатров не только в Чувашии, но и в стране.
            Разумеется, кинотеатр за свою историю неоднократно подвергался реконструкции, изменял названия. Хозяин его оказался весьма предприимчивым. За год эксплуатации кинотеатра он получил прибыль, которая удивила даже алатырское купечество. После этого были открыты в городе еще два кинотеатра, но они не выдержали конкуренции. В 1914 г. Ф.И. Блохин продал свой «Патэ» купцу Сергею Серебрякову и выбыл из города[10]. Есть газетное сообщение о том, что в Ядрине кино начали показывать в 1915 г., однако документальных доказательств тому нет[11].
            Весной 1914 г. частный предприниматель, механик Вощагин, открыл летний кинотеатр «Рекорд» на берегу Волги в г. Чебоксары.
            Известно то, что Вощагин, приехав из Казани, остановился на частной квартире. Он неоднократно обращался в городскую управу с ходатайством о выделении участка под кинотеатр. Предложение заинтересовало местные  власти[12]. В первый сезон кинотеатр не имел даже крыши, пола, а потому в дневное время и в ненастье не работал. К следующему сезону он был достроен полностью. Вощагин сам работал киномехаником, в помощники взял подростка Николая Андреева, который стал первым киномехаником и кинотехником Чебоксар, посвятившим свою жизнь работе в этой области[13]. В кинотеатре «Рекорд» были продемонстрированы кинофильмы «Потоп» и «Камо грядеши», поставленные по романам Г. Сенкевича. Так произошло знакомство чебоксарцев с кинематографом[14].
            С началом первой мировой войны дела у владельца  «Рекорда» пошли на ухудшение, и его кинотеатр к рукам прибрала купчиха Утехина, уже имевшая такой же летний кинотеатр в Козьмодемьянске. Киномеханик, некий Николай (фамилия неизвестна), стал ездить из города в город на пароходе – показывать фильмы. Кинотеатр «Рекорд» просуществовал до 1917 г. и со смертью своей хозяйки закрылся. В 1918 г. кинотеатры в Алатыре и Чебоксарах были национализированы. Кинотеатр «Патэ» переименовали в «Свет», а позднее в «Арс». Чебоксарский летний кинотеатр работал до 30-х годов и по ветхости был разобран[15].
            В 1917 г. кульпросветотделе Чебоксарского совдепа активную деятельность развил художник Павел Евгеньевич Мартенес. Из Москвы он привез кинопередвижку типа «Кок». И на ней стал работать киномехаником Николай Петрович Минеев – один из первых киномехаников города. Это кинопередвижка обслуживала красные уголки и клубы предприятий, учреждений и учебных заведений[16]. Дальнейший толчок пропаганде киноискусства в г. Чебоксары дал приезд сюда в 1919 г. агитпарохода «Красная Звезда» с Н.К. Крупской. Это событие было запечатлено на пленку, которое в 1968 г. вошло а документальный фильм «Шаги автономии». На пароходе был клуб-баржа на 600 мест, где было дано пять киносеансов для горожан[17].
            В первое время после Октябрьской революции в г. Чебоксары не было здания для большой аудитории. А надобность в нем ощущалась большая, поскольку ежедневно проходили собрания и митинги горожан. Тогда городской совет приспособил для этих целей мочальный склад, что стоял в устье Чебоксарки. В этом здании были установлены три поста стационарного кинооборудования. Так появился в Чебоксарах постоянно действующий кинотеатр. Здесь же в 1921 г. размещается Чувашский драматический театр под руководством И.С. Максимова-Кошкинского. Такое совмещение учреждений получило название «Чувашское зрелищное предприятие». С образованием Наркомпроса Чувашии это предприятие было подчинено его политпросветотделу. Лишь в 1924 г. другой мочальный склад, на улице Карла Маркса, приспособили под рабочий клуб, и туда переехал кинотеатр[18].
            В деревнях же на пальцах можно было пересчитать людей, видевших «движущиеся картинки». В 1920-х гг. впервые представилась возможность показать кино жителям чувашских деревень. Стационарные кинематографы (тогда их называли именно так) работали в Чебоксарах, Алатыре, Мариинском-Посаде и Ядрине и то лишь по случаю больших торжеств. В середине 1920-х гг. в Чебоксары приехал уполномоченный Главполитпросвета А.В. Терский с  киноустановкой «ГОЗ». Ему предложили кольцевой маршрут радиусом в 50 верст от города, дали в сопровождение переводчика Анисова[19]. В государственном историческом архиве Чувашской Республики сохранился отчет Анисова об этой необычной поездке. По нему можно восстановить некоторые подробности первых киносеансов в чувашских селах. Демонстрация фильмов сопровождалась объяснениями на чувашском языке, так как репертуар, привезенный Терским, не совсем понимали местные зрители. Фильмы были в основном дореволюционные и зарубежные. Наибольшей популярностью пользовались картины коммерческого содержания: «Слоны», «Четвероногий вор», «Сильные соседи», а из производственных фильмов большой интерес вызвала картина о производстве спички[20].
            После сеансов зрители толпой обступали киномеханика, сердечно благодарили, просили приезжать почаще. Крестьяне говорили, что им нужны не пустые развлекательные фильмы, а картины о жизни других стран и народов, о том, как лучше и правильнее вести хозяйство. А также высказывали просьбы показать фильмы о деятельности Советского правительства, чтобы они, «не выезжая, видели наших вождей в их повседневной работе». За время месячного пребывания в Чувашии кинопередвижка посетила 15 населенных пунктов, было проведено 32 киносеанса, на них побывало 4539 человек. Нельзя не отметить то, что больше половины сеансов были бесплатными[21].
            В 1926-1927 гг. в Чувашии появились первые немые кинопередвижки советского производства. До 1930 г. ими ведало кинобюро Чувашпотребсоюза. В тех же годах возникли кинотеатры в других городах и крупных селениях: в 1926 г. – в Народном доме Ядрина, в октябре 1927 г. – в Народном доме Порецкого, в марте 1930 г. – при Канашском доме культуры, а в 1931 г. – в Цивильске[22].
            Сегодня нам трудно представить тот восторг, который испытывали первые чувашские кинозрители, глядя на экран, на котором возникали движущиеся картины, лишенные цвета и звука. Искусство кино появилось в России, в  том числе и в Чувашии, когда человечество достигло высокого уровня научной и технической зрелости, научилось укрощать стихийные силы природы, создавать сложные и точные приборы. Как техническое изобретение, кинематограф стоял в одном ряду с великими открытиями XIX и XX вв. – электричеством, телеграфом, радио.
            Кинематограф с самого начала  стал символом технического прогресса человечества, совершенно новым, невиданным доселе явлением, а потому завоевал раз и навсегда огромную популярность у всего населения. Кинематограф на глазах двух-трех поколений из технической новинки и ярмарочного развлечения превратился в часть повседневной жизни миллиардов людей, в новое искусство, масштабное зрелище, явление культуры, которое  непрерывно развивается. Возникновение кинематографа явилось закономерным этапом в истории художественной культуры человечества. Обладая свойствами «зримой литературы», «движущейся живописи», «цветомузыки», кинематограф отвечал потребности в синтетической форме творчества, расширяющей потенциал образной выразительности. Кино – это не только искусство, но и средство информации, документатор, фиксатор событий, своеобразный архив, а также средство массовой коммуникации, являющееся важнейшим фактором социальной жизни. Эти функции кинематографа, появившиеся с самого раннего периода, стали особенно очевидны в процессе развития, распространения и технического обогащения кино.


[1] Коржов Ю.Я. Волшебный мир кино / Ю.Я. Коржов, Е.А. Белецкий. М.: Московский рабочий, 1990. С. 6.
[2] Очерки истории кино СССР 1918-1934 гг. М., 1966. С. 8.
[3] Там же. С. 11.
[4] Там же. С. 12.
[5] Там же. С. 14.
[6] Соколова Е. Русский кадр: как все начиналось / Е. Соколова // Советская Чувашия. 2004, 27 августа.
[7] Очерки истории кино СССР 1918-1934 гг. М., 1966. С. 16.
[8] Там же. С. 19.
[9] Сорокин В. Кино в чувашском крае / В. Сорокин // Советская Чувашия. 1996, 25 мая.
[10] Михайлов И. Первые кинотеатры / И. Михайлов // Советская Чувашия. 1979, 7 сентября.
[11] Мытиков Г. «Знаете ли Вы, что в нашем городе в первый раз кино было показано в 1915 году?» // Знамя труда. 1975, 25 января.
[12] Шишкин В. Из всех искусств…/ В. Шишкин // Советская Чувашия. 1984, 2 октября.
[13] Там же.
[14] Там же.
[15] Михайлов И. Первые кинотеатры.
[16] Там же.
[17] Шишкин В. Из всех искусств…
[18] Михайлов И. Первые кинотеатры.
[19] Питернова В. На первом киносеансе / В. Питернова // Советская Чувашия. 1984, 8 декабря.
[20] Там же.
[21] Тамже.
[22] Михайлов И. Первые кинотеатры.
   
     
Разработка сайта - ООО "Интернет-Сервис"  

Портал Архивы Чувашии Государственный исторический архив ЧР Государстенный архив современной истории ЧР Государственный архив печати ЧР