Highslide JS

Удивительные встречаются биографии. Они будто вбирают в себя важнейшие вехи в жизни народа, по ним порой нетрудно бывает проследить главные этапы его развития. Такова биография народного артиста Чувашской АССР Иоакима Степановича Максимова-Кошкинского.[1] Среди чувашского населения он известен как основатель чувашского драматического театра и создатель первых чувашских фильмов.

Родился Иоаким 14 сентября 1893 г. в дер. Кошки-Новотимбаево Буинского уезда Симбирской губернии (ныне Тетюшский район Республики Татарстан). Здесь же родился просветитель чувашского народа Иван Яковлевич Яковлев, приложивший много стараний в воспитание молодого Иоакима. Еще в годы учебы в Кошки-Новотимбаевской двухклассной школе у Иоакима проявилось сначала смутное, но с годами всё укреплявшееся желание посвятить себя искусству. Сам он происходил из семьи крестьянина-середняка.[2] В семье было семеро детей. Отец был один из двух грамотных крестьян села. Он любил рассказывать своим детям содержание прочитанных им книг. Его семья среди односельчан пользовалась уважением.[3]

После окончания местной двухклассной школы в 1907 г. отец Иоакима поддержал желание сына учиться в Симбирской чувашской учительской школе у И.Я. Яковлева. В Симбирскую чувашскую учительскую школу Иоаким Максимов приехал, когда прием уже был закончен. Но Иван Яковлевич, узнав, что подросток из его родной деревни, сделал исключение и зачислил Иоакима.

И.Я. Яковлев заметил в нем большой творческий потенциал и всячески старался поддерживать его. Образование, которое получил Иоаким в Симбирской чувашской учительской школе, помогло ему в достижении высоких творческих результатов. Именно эта школа в течение многих лет являлась кузницей кадров чувашской культуры.[4]

Иван Яковлевич и его супруга Екатерина Алексеевна частенько звали Иоакима в гости. Екатерине Алексеевне очень нравился этот шустрый мальчик. Она неоднократно давала ему деньги на билеты в театр. Иногда учащихся за счет школы водили на спектакли городского драматического театра. При содействии Ивана Яковлевича Иоаким не раз оказывался в числе этих счастливчиков.

Как-то раз один из спектаклей буквально потряс его. Дело в том, что эта театральная постановка сопровождалась кинематографическим сеансом. Нам трудно представить тот восторг, который испытал молодой Иоаким, глядя на экран, на котором возникали движущиеся картины, лишенные цвета и звука. Он, как сам впоследствии говорил, на всю жизнь «заразился» театром и кино.[5] К сведению, в Чувашии кинематограф появился в 1908 г., когда в уездном городе Симбирской губернии Алатыре частный предприниматель Ф.И. Блохин открыл кинотеатр «Патэ».[6]

Увлечение Иоакима театром и кино разделяли Иван Яковлевич и Екатерина Алексеевна. Со временем это увлечение перешло в страсть, и юноша непременно захотел попасть на сцену. Еще в годы учебы в Симбирской чувашской учительской школе в кругу своих друзей Иоаким Степанович неоднократно повторял: «Стать актером кино! Видеть себя на экране - это такое счастье…».[7] Вся его последующая жизнь была связана с театром и кино.

В 1911 г. он поступает в Казанское художественное училище. С увлечением отдаваясь искусству театра в качестве статиста, принимает участие в постановках оперного и драматического театров. Он не пропускает ни одного спектакля с участием выдающихся мастеров русской сцены, приезжавших на гастроли в Казань. Как-то он узнал от ученика Казанского художественного училища, что можно стать статистом в городском театре. Он был одержим этой идеей, понимая, что это шанс играть на сцене. Приложив свое усердие в достижение поставленной цели, он с 1912 г. начинает работать артистом и художником-декоратором в Казанском городском театре.[8]

С мыслями о кино он не расставался. Казань в эти годы стала центром распространения кинематографа. Только с 1908 по 1914 г. в Казани было открыто 16 кинотеатров, и около трёх десятков ресторанов, гостиниц и трактирных заведений получили право установки киноаппаратов для демонстрации картин. Кинотеатры прочно вошли в жизнь горожан. Каждый житель города, так или иначе, был связан с кинематографом. Большая часть киноустановок находилась в центре Казани. Иоаким со своими друзьями частенько посещал кинотеатры, где он часами любовался за происходящим.[9]

Иоаким четко представлял для себя то, что киноактерами становились профессиональные актеры театра, которых приглашали на съемки в кино. Он понимал: чтобы стать актером кино, необходимо достичь больших результатов на театральной сцене, и когда-нибудь его заметят. В театре ему нравилось всё, даже специфический запах сцены, – запах краски он вдыхал с наслаждением. Играя бессловесные роли мужиков, гусаров или разбойников, Иоаким чувствовал себя на седьмом небе. Его любовь к театру не осталась незамеченной, и вскоре он получает должность старшего статиста. Это был еще один шаг к заветной цели. Пользуясь своей должностью, он привел на сцену и своих друзей-чувашей, с которыми жил вместе, – Константина Васильева и Петра Федорова.[10]

Иоакиму все больше хотелось ознакомиться с многогранной жизнью театра и работой его цехов. Иногда он вместе с другом Костей расписывал несложные детали декораций в декорационной мастерской. По воспоминаниям К. Васильева, дома Иоаким не расставался со сборником «Чтец-декламатор» и вдохновенно, входя в образ, читал стихи, поэмы, монологи. А читал до того интересно, что «...даже хозяйка квартиры, обычно недовольная своим беспокойным квартирантом, приходила с дочерьми-гимназистками послушать доморощенного артиста».[11]

В 1915 г. Иоаким получил шанс показать себя в качестве начинающего режиссера. Он начал работать помощником режиссера в Оперном театре Казани. Летом 1915 г. ему удалось создать свою театральную труппу, с которой он гастролировал по Волге и Каме в городах Спасск, Чистополь, Елабуга.[12] По свидетельству видного театрального деятеля, режиссера А.Д. Попова, Максимов-Кошкинский обладал невиданным даром эстетического чутья, который выражался в большой любви к искусству. Попов тогда тоже учился в Казанском художественном училище, был другом и партнером Иоакима по любительским спектаклям.[13]

Максимов-Кошкинский воспитывался на спектаклях МХАТа, Малого театра, в которых играли такие выдающиеся мастера, как А.И. Стрепетова, С.В. Ермолова, Г.И. Варламова. Русский трагик Н.П. Россов с большой заинтересованностью относился к творческой судьбе Максимова-Кошкинского, благословил основать театр чувашского народа, у которого к этому моменту не было ни профессиональных актеров, режиссеров, ни своей драматургии.[14] Иван Яковлевич также поддерживал Иоакима Степановича в деле основания чувашского театра. Максимов-Кошкинский, вдохновленный поддержкой И.Я. Яковлева и Н.П. Россова, приступает к созданию национального театра, но при этом с мыслями о кино он не расстается.

Февральскую революцию 1917 г. Максимов-Кошкинский и его друзья встретили восторженно, но разобраться во всем им было трудно. «В это бурное время голова шла кругом: много пищи было для размышлений, но мы явно не были подготовлены для правильного осмысления и осознания происходящих событий», – писал в своих воспоминаниях Константин Васильев. Октябрьскую революцию Максимов-Кошкинский тоже принял сразу. Летом 1917 г. он начал работать актером и художником в Русском театре в г. Чернигове, а осенью того же года – в Казанском театре.[15]

В это сложное время в судьбе Максимова-Кошкинского произошло значимое событие. Ему удалось осуществить свою мечту – организовать чувашский театр. Первых исполнителей он подбирал из учащейся молодежи. Поскольку чувашских пьес не было, решили поставить в переводе А. Островского «Не так живи, как хочется». И не просто перевели, но и «очувашили», как говорил Максимов-Кошкинский. Действие перенесли в чувашскую деревню, играли в чувашских костюмах, пели чувашские песни. Тогда никто не допускал и мысли, что чуваш может играть на сцене ведущую роль.[16] Спектакль прошел успешно. Артисты играли с подъемом. Особо отличились сам Максимов-Кошкинский (в роли Петра), П. Осипов (в роли Ерёмки), О. Шестипалова-Ырзем ( в роли Груши) и Е. Терентьева ( в роли Даши). После премьеры зрителей ждал сюрприз. Хор впервые исполнил песню на слова Тихона Алексеева, названную впоследствии «Чувашским гимном». [17]

Окрыленный успехом, И.С. Максимов-Кошкинский ставит еще несколько спектаклей. Появляется первая чувашская пьеса М. Акимова «Преждевременная смерть». В декабре 1917 г. в Казанском губкоме партии и исполкоме губернского Совета Иоаким Степанович и его товарищи нашли поддержку своей идее создания чувашского национального театра. Его друг П. Федоров – «Пьер» - через губернский Совет обеспечил театр помещением, встретил понимание среди рабочих типографии, бесплатно отпечатавших афишу первого спектакля, афишу, ставшую сегодня исторической реликвией.[18] Театр начал работать с полной силой, постоянно выезжал на гастроли. Иоаким Степанович, работая в театре, в душе представлял себе киноактером, кинорежиссером. В 1919 г. Иоаким серьезно задумывается о создании собственного кино.[19]

В начале лета 1918 г. была угроза взятия Казани белыми. Иоакиму Степановичу на время пришлось распустить театральную труппу. В это же время после взятия г. Симбирска белыми в конце июля Максимов-Кошкинский добровольно вступает в Красную Армию.[20] Это очень интересный период в его биографии. Он в качестве агитатора был направлен на станцию Тимирязево Московско-Казанской железной дороги в распоряжение комиссара по передвижению войск. На станции Тимирязево Максимов-Кошкинский принял активное участие в деле формирования Добровольческого отряда особого назначения. 16 сентября 1918 г. он был назначен заведующим только что образованного Чувашского подотдела политотдела штаба V армии Восточного фронта.

В это время Казань временно была захвачена белочехами. На улицах Казани проходили ожесточенные бои. В одном из боев погиб друг Иоакима Степановича, единомышленник во всех его начинаниях, заместитель комиссара по чувашским делам Казанской губернии Петр Федоров – «Пьер», как ласково называли его товарищи.[21]

Максимов-Кошкинский очень болезненно воспринял эту весть. Но, несмотря на это, он находил в себе силы и уже через десять дней, 26 сентября, под его руководством выходит первый номер газеты «Чухăнсен сасси» (Голос пролетариата) – органа Чувашского подотдела. Это было первое чувашское периодическое издание, вышедшее под большевистским лозунгом «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». С пониманием важности и необходимости печатного слова подотдел, руководимый Максимовым-Кошкинским, организовал издание политических, художественных, научных книг и брошюр на чувашском языке. Только с сентября 1918 по 11 января 1919 г. (в период деятельности И. С. Максимова-Кошкинского) было выпущено 13 книг и брошюр тиражом около 110 тысяч экземпляров, 11 воззваний, листовки с революционными песнями в переводе на чувашский язык, в том числе «Интернационала» (тиражом в 10 тысяч экземпляров).[22]

Так с первых дней на этой, крайне ответственной, но совершенно неожиданной для него работе Иоаким Степанович проявил замечательные черты организатора и такие качества человека, которые, как ему казалось, для него не были свойственны: ведь он готовил себя к совершенно другой области деятельности. Дружба с Константином Ивановым, знакомство с русской и мировой классической литературой, поощряемые И.Я. Яковлевым посещения театров, а главное – воспитанное им стремление к бескорыстному служению родному народу во имя его духовного возрождения – все это определяет дальнейшее духовное развитие И.С. Максимова-Кошкинского.

В 1919 г. Иоаким Степанович непосредственно сталкивается с кинематографом. Начиналось с того, что в 1918 г. кинотеатры в г. Алатыре и г. Чебоксары были национализированы. Кинематограф стал рассматриваться как форма агитации. Максимов-Кошкинский стал участвовать в работе кинопередвижек, которые обслуживали красные уголки и клубы предприятий, учреждений и учебных заведений. В это же время, работая в Чувашском подотделе, Максимов-Кошкинский начинает руководить коллективом Чувашского передвижного театра, основанного им 27 января 1918 г.[23] На этой новой должности он особенно ясно понял, как необходим в этот момент для чувашского народа театр. Забота о его дальнейшей судьбе и привела его к встрече с Н.К. Крупской, после чего театр начал получать государственную дотацию.[24] Он также заручился ее поддержкой в выделении здания под театр. Необходимо отметить то, что приезд в 1919 г. агитпарохода «Красная Звезда» с Н.К. Крупской дал дальнейший толчок пропаганде киноискусства в г. Чебоксары. Это событие было запечатлено на пленку и вошло в 1968 г. в документальный фильм «Шаги автономии», в создании которого участвовал и Максимов-Кошкинский. На пароходе был клуб-баржа на 600 мест, где было дано пять киносеансов для горожан.[25]

В марте 1919 г. Иоаким Степанович назначается художественным руководителем Чувашского театра.[26]

В это время у него впервые появляется мысль о создании собственного кино. Но этим мыслям суждено было осуществиться только в 1925 г. В это время Максимов-Кошкинский полностью занялся театром. В Чебоксарах каждый день то в одном, то в другом конце города шли чувашские спектакли. Немаловажен тот факт, что вход в театр был бесплатный. Интеллигенция назвала театр, руководимый И. Максимовым-Кошкинским, мудрым «учителем жизни». Это было высказано в июле 1919 г. в Казани на первом Всероссийском съезде работников просвещения и социалистической культуры среди чувашей.[27] В первые же годы существования театра И.С. Максимов-Кошкинский поставил на сцене своего театра десятки спектаклей, не меньше сыграл ролей – Хлестакова, Расплюева, Кочкарева, Вурма, проявив талант природно-одаренного разнопланового актера, подавая великолепный пример самоотдачи любимому делу своим товарищам по сцене, также не имевшим специального образования.[28]

В конце июня 1920 г. Максмов-Кошкинский со своей театральной труппой переезжает в г. Чебоксары. В первое время после Октябрьской революции в Чебоксарах не было здания для большой аудитории. А надобность в нем ощущалась большая, поскольку ежедневно проходили собрания и митинги горожан. Тогда городской совет приспособил для этих целей мочальный склад, что стоял в устье Чебоксарки. В этом здании были установлены три поста стационарного кинооборудования. Так появился в Чебоксарах постоянно действующий кинотеатр. В этом же здании в 1921 г. размещается Чувашский драматический театр под руководством И.С. Максимова-Кошкинского. Такое совмещение учреждений получило название «Чувашское зрелищное предприятие».[29] При выборе здания для театра нельзя исключать тот факт, что Иоаким Степанович руководствовался мыслью быть ближе к кино. Определенную роль сыграла также поддержка Н.К. Крупской. Уже в феврале 1921 г. Максимов-Кошкинский открывает первый театральный сезон в Чебоксарах постановкой пьесы «Чуваши», написанной им же по мотивам «Испанцев» М. Лермонтова.[30]

В очень непростой обстановке в 1920-е гг. происходило становление Чувашского театрального искусства. Много сил и энергии отдает Максимов-Кошкинский организаторской работе. Выступая на I областном съезде политпросветработников в мае 1921 г., он остро ставит вопрос о необходимости государственного подхода к подготовке актерских кадров, создания драмстудии. В 1922 г. он добивается создания драмстудии для подготовки профессиональных чувашских актеров. Там он знакомится с Татьяной Степановной Бурашниковой. Она была дочерью знаменитого драматурга Степана Бурашникова. В 1924 г. Иоаким Степанович женится на Татьяне Степановне. Позднее она становится знаменитой киноактрисой – Тани Юн.

С годами театр, руководимый Максимовым-Кошкинским, из любительского стал высокопрофессиональным, снискал широкую популярность далеко за пределами республики. Совершенствовалось мастерство актеров, повышалась общая театральная культура. Но главным завоеванием было всё растущее признание народа. В этом была значительна заслуга Иоакима Степановича. На сцене один за другим появлялись новые его пьесы. И. С. Максимов-Кошкинский становится одним из ведущих чувашских драматургов. Его любимый жанр – историческая драма. В ней отражались отдельные явления и этапы прошлого чувашского народа. С его именем связано зарождение чувашского режиссерского искусства.

Вся жизнь И. С. Максимова-Кошкинского была отдана служению искусству. Всегда, на всех этапах творчества, для него была характерна энергия, инициативность первопроходца, благородное стремление служить народу. Его неистовость поражает и удивляет. «Исключительную работоспособность и напористость в достижении поставленной им цели» друг и соратник по духу П. Осипов позже отметит как «отличительную особенность творческой жизни Иоакима Степановича». Эта черта и способствовала реализации его идеи создания чувашских фильмов. Его всегда мучил вопрос, почему армяне, грузины, украинцы ставят фильмы, а чуваши не могут показать свои фильмы на экране. И в конце концов его напористость увенчалась успехом. С этого времени открывается новая страница в его творческой биографии – его деятельность в кинематографе. Таким образом, путь к чувашскому кино Иоакима Степановича был тернист. Он шел к нему через создание первого чувашского профессионального театра.

Highslide JS



[1]
Романова, Ф. Революцией мобилизованный и призванный / Ф.А. Романова // Светская Чувашия. 1973, 14 сентября.

[2]Выдающиеся люди Чувашии. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2002. С. 138.
[3]Романова, Ф.А. Служил революции и музам / Ф.А. Романова // Они боролись за счастье народное. Сб. очерков. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во , 1982. С. 223.
[4]Романова, Ф. Революцией мобилизованный и призванный.
[5]ГАЭКД, архив «Чувашкино». «Из материалов И.С. Максимова-Кошкинского». С. 3
[6]Михайлов, И. Первые кинотеатры / И.М. Михайлов // Советская Чувашия. 1979, 7 сентября.
[7]НА ЧГИГН, отд. V , ед. хр. 580, инв. № 3676.
[8]Кондратьев, А.А. Гурий Комиссаров – краевед и просветитель (Автобиографические записки) / А.А. Кондратьев. Уфа: «Свет», 1999. С. 494.
[9]ГАЭКД, архив «Чувашкино». «Из материалов И.С. Максимова-Кошкинского». С. 5.
[10]Выдающиеся люди Чувашии. С. 138.
[11]Там же. С. 139.
[12]НА ЧГИГН, отд. V , ед. хр. 561, инв. № 3546.
[13]Романова, Ф. Революцией мобилизованный и призванный.
[14]Романова, Ф. Революцией мобилизованный и призванный.
[15]НА ЧГИГН, отд. V , ед. хр. 561, инв. № 3546.
[16]Кудреватых, Л. Иоаким Максимов-Кошкинский / Л. Кудреватых // Горьковская коммуна. 1935, 18 октября.
[17] Выдающиеся люди Чувашии. С. 140.
[18]Романова, Ф.А. Служил революции и музам. С. 224.
[19]ГАЭКД, архив «Чувашкино». «Из материалов И.С. Максимова-Кошкинского». С. 9.
[20]НА ЧГИГН, отд. V , ед. хр. 561, инв. № 3546.
[21]Романова, Ф.А. Служил революции и музам. С. 221.
[22]Романова, Ф.А. Служил революции и музам. С. 222.
[23]НА ЧГИГН, отд. V , ед. хр. 561, инв. № 3546.
[24]Романова, Ф. Революцией мобилизованный и призванный.
[25]Шишкин, В. Из всех искусств… / В. Шишкин // Советская Чувашия. 1984, 2 октября.
[26]Кондратьев, А.А. Указ. соч. С. 495.
[27]Романова, Ф.А. Служил революции и музам. С. 225.
[28]Романова, Ф.А. Служил революции и музам. С. 255.
[29]Михайлов, И. Первые кинотеатры.
[30]Выдающиеся люди Чувашии. С. 140.