Highslide JS

Начиная с 1920-х гг. создаются национальные киноорганизации почти во всех союзных республиках: «Госкинопром Грузии», «Госкино Армении», ВУФКУ (Украина), «Белгоскино», «Узбекгоскино» и т.д. В Чувашии формирование собственной киностудии началось еще летом 1926 г. в ходе съемок второго чувашского фильма. Летом 1926 г. вблизи г. Чебоксары студия «Белгоскино» начала снимать по сценарию И.С. Максимова-Кошкинского фильм «Сарпике». У студии возникли денежные проблемы. Съемки фильма решили прекратить. Судьбу фильма спас Иоаким Степанович, который к этому времени возглавлял развитие кинопроизводства в республике.

С фильмом «Сарпике» Максимов-Кошкинский связывал свои большие надежды. Если при съёмке фильма «Волжские бунтари» он еще не представлял, во что это выльется, то с производством этого фильма ставились определенные цели, которые предельно ясно выражены им в письме к председателю ЦИК Чувашской АССР С.А. Коричеву, написанном в конце марта 1926 г.[1] Поскольку для дальнейшего развития кинодела в Чувашии и для приобретения аппаратуры нужны были деньги, Максимов-Кошкинский в письме указывает, что фильм принесет немало прибыли.

В основу сюжета фильма была положена сказка-драма Н.Г. Гарина-Михайловского «Зора», так как в то время в чувашской да и русской литературе почти не было драматических произведений, рисующих быт, нравы, характер и обычаи чувашского народа.[2] Иоаким Степанович убрал все сказочное, англичанин Гарри превратился в русского помещика, в сюжетную канву ввел социальные мотивы, но преодолеть недостатки драматической первоосновы не удалось. Здесь также чувствуется изобилие национальных обрядов, но от них и невозможно было избавиться, так как на их основе построены завязка и развитие сюжета в самом первоисточнике.[3] Максимов-Кошкинский от всей души надеялся на успех фильма, рассчитывая на необычность сюжета, своеобразную экзотику и этнографию.

Содержание фильма таково: молодой помещик Гарри разъезжает по своему имению. Проезжая по чувашской деревне, он увидел Сарпике и влюбился в нее. Красавец барин понравился и Сарпике. Поэтому она во время своей свадьбы бросает жениха и тайком убегает к Гарри.

Начинается восстание крестьян против помещика. Восставшие жгут помещичьи стога, хутора. Гарри посылает человека в губернию за солдатами. Крестьяне окружают имение и хотят расправиться с барином. Вскоре помещичья усадьба была охвачена огнем. Сарпике умирает на руках своих односельчан. При попытке помочь восставшим проникнуть в дом, она получает пулю от своего мужа Гарри.[4]

Натурные съемки проходили в деревнях Вурманкасы и Вачалкасы (недалеко от г. Чебоксары), а также на берегу Волги. Премьера фильма состоялась в марте 1927 г. в Москве, а в Чебоксарах его начали демонстрировать с апреля 1927 г. Режиссером фильма был О. Фрелих. В главных ролях, наравне с русскими артистами, впервые снимались и чувашские артисты: Тани Юн (в роли Сарпике), Максимов-Кошкинский (в роли свата) и др.[5]

Если первый фильм был принят повсеместно восторженно, то ко второму фильму такого единого мнения не было. Одни давали картине высокую оценку, а другие предъявляли ряд серьезных претензий. В кинокартине были чувашские села, чувашские обряды, но не было чувашских характеров, национальных черт. Особенно возмущали чувашских зрителей то, что Сарпике показана не в труде, а лишь в играх и гуляньях и вела себя не как чувашская девушка.[6]

Несмотря на недостатки, фильм захватывал зрителя. Была умелая работа режиссера, большое искусство оператора, талантливая игра артистов, особенно Татьяны Степановны (Тани Юн). Ее сравнивают с грузинской киноактрисой Натта Вачнадзе. Фильм «Сарпике», в первую очередь, доказал жизнеспособность чувашского кино. Он с успехом шел среди русского населения. Дело в том, что события из чувашской жизни были преподнесены в расчете на самого широкого зрителя. Картина принесла долгожданную прибыль. Ее демонстрация шла ни только по всей стране, но за ее пределами. Цель, поставленная Иоакимом Степановичем, была достигнута. Кинофильм «Сарпике» действительно дал прибыль. При исполнительной смете около 37000 руб. он был продан «Совкино» за 50000 руб., что дало возможность «Чувашкино», приступить в 1927 г. к съемке двух фильмов одновременно: документального «Страна чувашская» и художественного «Черный столб».[7]

Для съемки документального фильма «Страна Чувашская» в качестве режиссера пригласили журналиста Владимира Королевича из Москвы. Он свои силы в кино пробовал впервые, но это не помешало еще до начала работы над фильмом поднять о нем шумиху в печати как о «талантливом режиссере», «кинодеятеле с широким размахом», «о его планах преобразовать всю работу в «Чувашкино». Кинокартину необходимо было выпустить к 10-летию Октябрьской революции. Фильм должен был отразить достижения Чувашии при советской власти.[8] Работа Королевича не удовлетворила зрителей с самого начала. По мнению зрителей, картина получилась поверхностная, постановщик увлекся частностями, второстепенными фактами и больше искал экзотики, чем вдумчивого отношения к теме. В фильме не получило отражения даже сельское хозяйство Чувашии – основа экономики того времени. Даже через пять лет, в 1932 г. этот фильм характеризовался как «клевета на чувашский народ» и его демонстрация вызвала резкий протест.[9]

Все же это первый масштабный кинодокумент о республике. Была проделана большая подготовительная работа. Собрано много фактического материала. По стране объявлялся конкурс на сценарий фильма. Таковых поступило более ста. В итоге содержание фильма получилось обширным. Авторы стремились охватить почти все стороны жизни чувашского народа. На экране мы можем увидеть реальную жизнь 1920-х гг. Это и бытовые стороны чувашской деревни в прошлом и настоящем, и жизнь городов и заводов, и обычаи, и традиции, и достижения в культуре. Картина содержит также отрывки из документальных хроник о Чувашии. Премьера фильма состоялась в Москве 24 октября 1927 г., а накануне Октябрьских дней фильм был показан в Чебоксарах.[10]

Максимов-Кошкинский понимал, для того чтобы завоевать успех среди чувашского населения, необходимы национальные кадры для съемок последующих фильмов. Первым по существу самостоятельным творением чувашских кинематографистов стал фильм «Черный столб». Он был посвящен дореволюционной чувашской деревне. Все роли исполняли чувашские актеры. «Черный столб» явился для чувашских кинематографистов еще одной ступенью в осмыслении истории своего народа средствами кино. Максимов-Кошкинский совместно с режиссером Б. Шелонцевым выступает как режиссер-постановщик.

Ассисентом режиссера становится Г. Парне. В главной роли Тевлета снимается П.Н. Осипов, известный драматург, врач, музыкант – человек многогранного таланта. Тани Юн сыграла блестяще в роли Уркки. В качестве оператора был приглашен Г. Егиазаров.[11]

Сюжет фильма не сложный. Из Казанской тюрьмы бежит молодой революционер Тевлет, участник крестьянских волнений 1905-1907 гг. Он прибывает в родное село. Любимая девушка Уркка была продана замуж. Тевлет организует сопротивление крестьян. Но сопротивление быстро подавляется. Тевлета убивают. А перед въездом в деревню водворяется черный столб – признак неблагонадежности села. По мнению критиков, в фильме авторы освободились от нагромождения своего произведения национальными обрядами, но увлеклись излишними приключенческими трюками, что несколько снижало художественное достоинство фильма. Выпуск этого кинофильма дал много полезного чувашским кинематографистам. Повысился опыт национальных кадров.[12]

К концу 1927 г. было снято три художественных фильма, однако все это время киностудия «Чувашкино» не была официально оформлена. Под ее маркой выходили фильмы, а юридически ее не существовало. Вопрос об организации «Чувашкино» неоднократно обсуждается в президиуме ЦИК Чувашской АССР. Лишь 28 декабря 1927 г. СНК Чувашской АССР постановлением оформляет «Чувашкино» на правах треста и утверждает устав, где говорится, что его целью является производство, сбыт и прокат кинофильмов. И.С. Максимов-Кошкинский официально возглавил киностудию. Одновременно начались съемки над художественным фильмом «Вихрь на Волге» и документальной киноленты «60 лет чувашской грамоте».[13]

Как один из лучших фильмов вошел в историю «Чувашкино» «Вихрь на Волге» («Ял»), поставленный по сценарию Максимова-Кошкинского исключительно силами национальных кадров при активном участии чувашских крестьян в съемках. Его сюжет – социальный конфликт в чувашской деревне после Октября 1917 г. В фильме были введены подлинно национальные характеры, воссоздан национальный колорит, он был жизненно достоверен.

Осенью 1928 г. И.С. Максимов-Кошкинский в благодарность своему учителю и другу создает документальную киноленту – «60 лет чувашской грамоте». Фильм посвящен выдающемуся чувашскому просветителю И.Я. Яковлеву. Максимов-Кошкинский не мог не запечатлеть на кинопленке Ивана Яковлевича, который на протяжении многих лет поддерживал его. Фильм построен из отдельных миниэпизодов: Яковлев в школе, дома, в разговоре, в раздумье. Сценарий и постановка фильма принадлежит Г. Парне. В фильме передается атмосфера глубокого уважения и преклонения, которыми еще при жизни был окружен И.Я. Яковлев. Премьера фильма состоялась в октябре 1928 г.[14]

К концу 1929 г. была завершена работа над кинокартиной «Апайка», названной ранее «Пощечиной» или «Битвой за Волгу» по сценарию Максимова-Кошкинского. Ее премьера состоялась в Большом зале Московской государственной консерватории. В Чебоксарах фильм был продемонстрирован в апреле 1930 г. С первых же титров зрителя захватывает острый сюжет: родные брат и сестра оказались и воюют в двух противоборствующих лагерях. «Апайка» – это фильм о гражданской войне. В качестве основного события, описываемого в фильме, взят эпизод временного захвата Казани белочехами в 1918 г.

Последней работой «Чувашкино» оказалась художественная лента «Священная роща», снятая в 1930 г. Сценаристами выступили Максимов-Кошкинский и А. Чистяков. Фильм рассказывает о драматически-трагических событиях, происшедших в чувашской деревне в период коллективизации.[15]

Кроме художественных фильмов «Чувашкино» снимало кинохронику, посвященную самым значимым событиям в Чувашии. На их основе в 1931 г. был создан третий документальный фильм - «Рожденная Октябрем». Сценарий и постановка этого фильма принадлежат А. Чистякову и И.С. Максимову-Кошкинскому.[16] Значимость этого документального фильма заключается в том, что при его создании были сделаны первые попытки определенным образом осмыслить фактический материал. Несомненно то, что чувашское кино начала 1930-х гг. успешно освоило теорию и практику документального кино.

В ноябре 1930 г. были организованы национальные объединения по производству кинофильмов, в том числе и объединение по РСФСР - трест «Востоккино», туда и была присоединена киностудия «Чувашкино». После вхождения «Чувашкино» в «Востоккино» производство фильмов было оторвано от родной среды. Съемки производились вдали от Чувашии, поэтому не было ни национальных типажей, ни массовки, ни родной природы. Уже в Москве в 1932 г. И.С. Максимов-Кошкинский поставил новую картину «Асту» о подрывной деятельности религиозных сектантов против колхозов и коллективизации. Это была последняя чувашская кинолента.

С появлением звукового кино невозможно стало создавать фильмы полукустарным способом, а средствами для приобретения дорогостоящего оборудования «Чувашкино» не располагало. Пришлось отказаться от производства кинофильмов. Скоро «Чувашкино» перестало существовать.

Таким образом, за пять лет было создано 6 художественных и 3 документальных фильма. Появление чувашских фильмов было своего рода уникальным явлением. Они поднимали самосознание чувашского народа, завоевали популярность ни только в республике, но и за ее пределами. Так, например, за год с 1 октября 1927 г. по 1 октября 1928 г. кинопередвижками республики было продемонстрировано более 10 названий кинокартин с охватом 67500 человек. Из них только на 4 чувашские картины приходится свыше 40 тысяч посещений.[17]

Чувашские фильмы способствовали развитию киносети в республике. К 1925 г. в республике не было стационарных кинотеатров и имелась всего одна кинопередвижка. В Чебоксарах фильмы показывались 1-2 раза в летнем кинотеатре. Уже в 1928 г. в республике были один стационарный кинотеатр и восемь кинопередвижек. А через год – 6 кинотеатров, 3 полустационара и 17 передвижек (по одному на район). Ставилась задача удвоить количество передвижек в будущем. Правда, сейчас эти цифры не могут поразить наше воображение, но в то время это был большой скачок вперед.[18]

Надо сказать, что выпуск чувашских кинофильмов и организация «Чувашкино» оказались возможными благодаря помощи московских и ленинградских киноорганизаций, особенно кинопрокатной организации «Совкино». Она предоставляла на льготных условиях помещения для павильонных съемок, проявляла и печатала заснятую пленку, выкупала кинопродукцию «Чувашкино». При этом «Чувашкино» не оставалось в накладе. При сметной стоимости 37000 руб. «Сарпике» продано «Совкино» за 50000 руб., а «Черный» столб при стоимости 35500 руб. – за 45000 руб.[19]

Вот такова яркая страница существования чувашской национальной киностудии, вошедшая в большую историю российского кино.

О задачах треста «Востоккино» по обслуживанию национальных Республик.
ГАСИ ЧР. Ф. П -1. Оп. 11. Д. 238. Л. 8 об.
Highslide JS


[1]
Антонов, М.К. Из истории «Чувашкино» / М.К. Антонов // Ученые записки ЧНИИ. Чебоксары, 1967. Вып. 35. С. 102.
[2]Егоров, Н.Е. Из истории культуры Чувашской Республики 1917-1985 гг. / Н.Е. Егоров. Чебоксары, 1996. Вып. 2. С. 101.
[3]Антонов, М.К. Указ. соч. С. 102.
[4]Антонов, М.К. Указ. соч. С. 102.
[5]Антонов, М.К. Указ. соч. С. 103.
[6]Антонов, М.К. Указ. соч. С. 103.
[7]Антонов, М.К. Указ. соч. С. 104.
[8]Антонов, М.К. Указ. соч. С. 104.
[9]Чистяков, А. Чăваш республикĕ кинематографин халичченхи ĕcĕсемпе малашнехи задачисем / А. Чичтяков // Сунтал. 1932 г. № 1.
[10]Григорьева, М.Н. Из истории художественной культуры Чувашии XX века / М.Н. Григорьева // Сборник трудов молодых ученых Чувашского государственного университета. Чебоксары, 2001. С. 55.
[11]Антонов, М.К. Указ. соч. С. 104.
[12]Антонов, М.К. Указ. соч. С. 105.
[13]Антонов, М.К. Указ. соч. С. 105.
[14]Григорьева, М.Н. Указ. соч. С. 58.
[15]Григорьева, М.Н. Указ. соч. С. 56.
[16]Григорьева, М.Н. Указ. соч. С. 57.
[17]Антонов, М.К. Указ. соч. С. 108.
[18]Антонов, М.К. Указ. соч. С. 108.
[19]Антонов, М.К. Указ. соч. С. 108.