В связи с реорганизацией сети театрально-зрелищных организаций с 1959 г. функционирует только чувашская труппа. В этот период главными режиссерами Чувашского ТЮЗа были выпускница ГИТИСа Зоя Дмитриевна Ярдыкова (в 1957-1969 гг.), выпускник ЛГИТМиКа Алексей Григорьевич Васильев (в 1969-1996 гг.). Театр начинает тесно сотрудничать с национальными писателями. Основу репертуара составляют пьесы чувашских авторов - М. Ухсай, П. Осипова, Н. Терентьева, А. Артемьева, Л. Родионова, А. Калгана, Ф. Уяра, Ф. Агивера. В афише театра и произведения классиков отечественной и зарубежной драматургии: "Гроза" А. Островского, "Последние" М. Горького, "Чайка" А. Чехова, "Нахлебник" И. Тургенева, "Коварство и любовь" Ф. Шиллера, "Эмилия Галотти" Г.-Э. Лессинга и др. Обращение театра к высокой драматургии способствовало повышению художественного уровня, сценической культуры и исполнительского мастерства театра. В выборе репертуара основное внимание уделяется пьесам героико-романтическим, патриотическим, воспитывающим в молодежи высокую нравственность. Большой популярностью пользовались спектакли: "Любаша" В. Матушкина, "Сомбреро" С. Михалкова, "В добрый час" В. Розова, "Остановите Малахова" А. Аграновского, "Звоните и приезжайте" А. Алексина, "Нахаленок" М. Шолохова. Были также поставлены спектакли по пьесам других национальных авторов - Я. Райниса (Латвия), Х. Вахита (Татарстан), Н. Арбана (Мари Эл), Ф. Булякова (Башкортостан), А. Дударева (Белоруссия), А. Чхаидзе (Грузия), Л. Стумбре (Литва), Абу-Бакара (Дагестан) и др. З.Д. Ярдыкова, в 1969-1982 гг. продолжая руководить театром в должности директора, за самоотверженный труд была удостоена почетных званий «Заслуженный деятель искусств Чувашской АССР» (1970) и «Заслуженный работник культуры РСФСР» (1979).
В 1979 г. за достигнутые творческие успехи и плодотворную работу по воспитанию подрастающего поколения театру присуждена премия им. М. Сеспеля и присвоено звание лауреата.
В разные годы этого периода в труппу пришли В. Голубева, М. Уфимцев, К. Степанова, Р. Федорова, С. Федоров, В. Михайлова, Н. Гарина, В. Пайгусов, Е. Шайдукова, И. Шайдуков, С. Ильин, В. Акальская, Л. Красова, Р. Полякова, Е. Иовлева. В 70-е годы в коллективе появились молодые актеры, закончившие театральное отделение Цивильского культпросветучилища, В. Павлов, В. Музыкантова, В. Молодцыгин, В. Молодцыгина, В. Сурикова. Для всех этих актеров ТЮЗ становится практически единственным театром в жизни. Многие из них получили за свой вдохновенный труд не только награды и высокие звания, но и искреннюю признательность и любовь зрителей.
В 1979 г. труппа театра пополнилась 18 выпускниками национальной студии Чебоксарского музыкального училища под руководством В.П. Романова. Среди них В. Оринов, С. Савельева, П. Владимирова, В. Лукьянов, В. Иовлев, Н. Фомин, Г. Пескова и др. С приходом молодых актеров в репертуаре появляются — "Первые ласточки" Ш. Шагалиева, "В добрый час" В. Розова, "Алеша" Г. Чухрая, "Брат мой" В. Шукшина, "Утро раннее, утро журавлиное" Ф. Агивера, "Нахлебник" И. Тургенева, "Романтики" Э. Ростана и др.
В 1984 г. за заслуги в развитии театрального искусства Чувашский республиканский театр юного зрителя награжден орденом Дружбы народов.
В 1960-е-1990-е годы Чувашский ТЮЗ работает на сцене здания по ул. Гагарина, 14, в 1980-е-1990-е - под одной крышей с Русским драмтеатром.
В 1993 г. в коллектив театра вливаются выпускники Московского театрального училища им. М.С. Щепкина, а в 1996 г. - выпускники Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства. Молодые, талантливые и перспективные актеры. В. Григорьев, С. Дмитриева, И. Архипова, О. Почалкина, Т. Зайцева-Ильина смело заявили о себе и активно вошли в текущий репертуар театра. Театр уверенно работает под руководством заслуженного деятеля искусств Чувашской АССР» (1976) и РСФСР» (1979), лауреата премии Ленинского Комсомола Чувашии им. М. Сеспеля А.Г. Васильева. Будучи приверженцем системы Станиславского, реалистичного метода изображения действительности и высокой нравственной позиции, Васильев добивается от актёров следования правде жизни, создания ими полнокровных психологически ёмких и ярких образов, избегает нарочитой театральности на сцене.
|